Рынок услуг автосервиса предоставляет необъятные и к тому же непрерывно расширяющиеся способности для желающих испытать себя на нем. Шансы занять благородное место пока есть, но структуризация теснее начинается, и ожидать раздела базара меж большими игроками осталось, может быть, не так и длинно. Вообщем, кто станет этими самыми большими игроками — желая бы на уровне «наши» и «иностранцы», еще не светло.
Этот рынок относится к одной из самых почетных отраслей приватного предпринимательства с давней, по отечественным меркам, историей. Еще в годы русской власти взаимоотношения профессионалы и клиента строились предпочтительно не по законам плановой экономики, и соц статус автомеханика был полностью сравним с теперешним положением банкира либо брокера. Вообщем, желая способности для обогащения с тех пор расширились часто, автосервис не растерял собственной вкладывательной привлекательности и по этот день.
Четкой статистики по базару автосервиса нет, воззрения о его размерах расползаются на порядок. Официально в Москве записанно около 2,5 тыщи компаний этого профиля, годовой их оборот местные власти определяют приблизительно в 700 миллионов баксов. Вообщем, есть и поболее высочайшие оценки — до 2 млрд баксов, и, явно, заниженные — практически 100—120 миллионов баксов. Светло лишь, что цифра эта будет нарастать — сначала за счет количества каров, которых в стране за заключительные 10 лет возросло вдвое, и рост пока не собирается останавливаться. Явно, и стоимость «среднего ремонта» будет, по последней мере, не убавляться за счет части наиболее драгоценных автомашин и изживания «диких» фирмочек и индивидуалов, компенсирующих сомнительное качество собственной работы подходящей ценой.
Рынок технического профилактики каров достаточно верно структурируется по вертикали. Верхний сектор занимают авторизованные сервисы, работающие в узкой увязке с официальными дилерами и иностранными автопроизводителями. Сектор, непременно, занимательный для бизнесмена, но чрезвычайно трудный для входа. С «человеком с улицы» вендоры, быстрее всего, не захочут даже беседовать — чтобы не перебивать бизнес своим дилерам, для которых средства, получаемые от техобслуживания, сочиняют существенную часть заработков. К тому же реализации новейших каров даже самых знаменитых марок иностранных производителей — основного контингента авторизованных центров, в Рф до сих пор исчисляются в тыщах штук. В столицах и огромнейших городках авторизованный сервис может обеспечить себе превосходный оборот, но в среднестатистическом уездном городке, где в год продается 5 новейших «Фольксвагенов» и восемь «Мицубиси», отыскать клиентов будет не так просто. А беря во внимание вложения, которых востребует сходственный бизнес, это наверное будет даже вздорно.
2-ой уровень, самый массовый, — разнородные сервисные пункты, рассчитанные, обычно, на несколько машиномест. Аккредитации производителя они не имеют, но это не мешает им оказывать этот же диапазон услуг, что и авторизованным автосервисам. При всем этом они показывают еще великую упругость — сначала в стоимостях, так как сходственные компании не соединены с производителем никакими соглашениями. К примеру, устанавливающими стоимость нормо-часа работы либо категорически воспрещающими внедрение «не родных» запчастей. К тому же конкуренция в секторе «вольных» сервисных компаний не в пример острее, чем посреди авторизованных. Почему за ту же работу они могут брать на треть меньше. Трудности обучения персонала и доступа к технической документации — одни из основных козырей авторизованных сервисов, полностью разрешимы. Грамотных профессионалов можнож переманить, а информация, как знаменито, имеет свойство бесконтрольно распространяться. Так что логично, что большая часть собственников подержанных иномарок « ну и российских каров » предпочитают обращаться конкретно к таковым компаниям. «На тех 5—10% автовладельцев, которые ездят на новейших иномарках и пользуются услугами авторизованных сервисов, мы не претендуем. Наши клиенты — таковая группа каров, как новейшие модели ВАЗа и иномарки где-то с пятилетнего возраста. Эти люди превосходно знают, на что расходуют деньги», — разговаривает Надежда Завершинская, начальник отдела маркетинга и рекламы торгашеской сети МВО. Смешная деталь, описывающая своеобразие автомобилизированного русского среднего класса: самые знаменитые авто клиентов МВО « на их приходится по 20—24% » — это ВАЗ и «Мерседес». От месяца к месяцу то одна, то иная группа вырывается на 1-ое место, но в целом это соотношение стабильно.
Авторизованный сервис по определению должен предоставлять весь комплекс услуг для взыскательно определенных марок каров, а для осматриваемого тут «среднего слоя» « еще разов подчеркнем — чрезвычайно разнородного » вариантов больше — квалификация вероятна или на определенных видах профилактики, или на марках, или « почаще всего » и на том, и на ином. Сходственная упругость понижает стоимость «входного билета» — хвататься за все сходу нет необходимости, можнож ограничиться самыми насущными инвестициями, расширяя бизнес по мере его взросления.
Этот сектор базара, в отличие от системы авторизованных сервисов, где все довольно верно поделено, присутствует пока в анархическом состоянии. Сети автомастерских фактически отсутствуют, и истинных брэндов по данной причине не наблюдается — что достаточно удивительно, беря во внимание, как главно в таком бизнесе доверие клиента, который, обычно, во всем принуждён надеяться на воззрение профессионала.
Западные сети автосервиса на русский рынок тоже не очень спешат. Вероятно, они не обретают его симпатичным, так как в состязании по стоимости заранее проигрывают местным компаниям, а обладатели новейших иномарок, которые, в принципе, могли бы составить их контингент, обслуживаются у дилеров. Не считая того, связавшись с большой интернациональной сетью, автосервис утрачивает свободу выбора поставщиков. Как исключение, можнож упомянуть сеть фирменных станций техобслуживания «Бош», но и ее размах воображения не поражает — по всей Рф под данной маркой работает всего несколько 10-ов автосервисов.
Есть, вообщем, и русский брэнд на базаре техобслуживания — сеть МВО. Компания избрала торговлю шинами и весь комплекс услуг, с сиим связанных « шиномонтаж, балансировка и т. д. ». На текущий момент в сеть входят 20 торгово-сервисных центров в Москве и три в Санкт-Петербурге. Сходственная концепция смотрится спорной — настолько тесная квалификация, да еще на сезонном товаре « поменять шины с летних на зимние и напротив люд, как знаменито, предпочитает ну почти в конце зимы и осенью », может создать суровую делему. Решать ее компания пробует при помощи развития доп услуг — «быстрого сервиса» « подмена масла, тормозных колодок, стекол, промывка инжекторов », страхования, также достаточно неожиданного хода — торговли великами. Таковой вариант развития, при всей его неоднозначности, все таки привлек к себе внимания соперников, которые в пт реализации шин начинают творить свои сервисные центры. Пт шиномонтажа у их пока немножко — по два-три у «Виража» либо «ЮВЛитр. плюс», но основное, что процесс пошел. Явно, опыт МВО был признан благородным внимания и заимствования.
Возникают на базаре и, ежели можнож так выразиться, «псевдосети». В этих вариантах предоставляющая марку иностранная компания употребляет русских партнеров, основным образом для повышения сбыта собственной продукции, отдавая им определенные преференции и требуя взамен налепить где-нибудь свою торгашескую марку. Русский партнер, очевидно, тоже внакладе не остается, но никакого контроля свойства услуг и вообщем организованной рекламной политики, что является ключевым условием для развития сети и брэнда, сходственные взаимоотношения не предугадывают. Считать это желая бы настоящей франчайзинговой сетью проблемно.
Меж тем потребность в благородном доверия брэнде на базаре чувствуется достаточно остро. Рекламные исследования, проведенные по заказу МВО, показывают, что доля базара данной компании и ее «цивилизованных» соперников растет как по продажам шин, так и по услугам их установки — сначала за счет «стихийных» базаров. И это невзирая на то, что шины на базарах стоят дешевле, чем в магазинах, а сервисы по их установке — еще дешевле. Скажем, ежели в МВО шиномонтаж « без скидок » оценивается в 90 рублей, то в рассыпанных по Москве будочках это наслаждение обойдется всего в 25—30 рублей. Невзирая на это статистика компании указывает, что 83% клиентов, воспользовавшихся один разов ее услугами, стают неизменными. За доверие к марке, разнообразный ассортимент и высочайший уровень профилактики потребитель теснее готов выплачивать.
Тем более личико современного русского автосервиса определяют пока никак не авторизованные сервисы и тем паче не сетевые компании, которые делают 1-ые шаги. Главной контингент представляют тыщи приватных автомастерских — обычных малых компаний, рассыпанных по городкам и весям, и конкретно в этом секторе, быстрее всего, начнет собственный бизнес пытающийся внедриться на рынок бизнесмен.
Одной из первых « и самых трудных » заморочек для такового бизнеса готов стать выбор места. По последней мере в Москве неувязка эта достаточно остра, невзирая на наличие городской программы развития технического сервиса автомототранспортных средств. От места, как и во всяком ином бизнесе по оказанию услуг народонаселению, зависит почти все. Желая автовладелец — существо мобильное, и проехать километр-другой в поисках критерий получше ему как бы не трудно, практика указывает, что большая часть из их следует по пути меньшего противодействия — другими словами при неимении точных предпочтений обращается в тот автосервис, который оказался под рукою. Марат Насибулин, технический директор компании «Гелиосервис»: «Порядка 40% клиентов поставляют окрестные компании, с которыми мы заключили уговоры на сервис, 30—40% завлекает реклама, другие прибывают «по знакомству» либо по советам наших клиентов». Очень действенна, кстати, самая незатейливая реклама — «наружка» у заезда к автосервису, другими словами и для завлеченных при помощи рекламы клиентов в окончательном счете решающим фактором выбора стало то событие, что автосервис оказался у их на пути.
Что все-таки дотрагивается конкретно помещения, в каком расположится ваша компания, то здесь какие-то общие верховодила обозначить проблемно — цены в зависимости от нахождения сервиса, его размеров и состояния могут различаться на порядки. Но ежели не требовать очень многого, можнож уложиться в приемлемую сумму. Применительно к Москве помещение, пригодное для одновременного содержания 2-3 каров, где-нибудь на окраине либо за кольцевой автодорогой можнож отыскать за несколько сотен баксов за месяц.
Нелишняя для начинающего бизнесмена информация — нужные для работы формальности. Специфичных требований к компаниям автосервиса, к счастью, немножко. Лицензирование отменено около года назад, и сейчас местные власти применительно к данной сфере бизнеса волнует основным образом действие на окружающую среду. Так, ежели сервисное предприятие включает в себя мойку « а обойтись без нее проблемно », придется приобрести оборудование для очистки сточных вод « порядка 5 тыщ баксов ». Может потребоваться и особый уговор с горводоканалом. В остальном все то же самое, что и для иных юрлиц, — желая можнож работать и в качестве бизнесмена без образования юридического личика.
Нужное оборудование, как несложно додуматься, зависит от того, какими конкретно услугами хочет заниматься бизнесмен. Во всяком случае нелегко будет обойтись без подъемника. Цены на русские модели начинаются где-то с 2 тыщ баксов, завезенные из других стран обойдутся значительно дороже — 4—5 тыщ баксов. Приблизительно такое соотношение и на прочее оборудование. Набор для шиномонтажа « шиномонтажный щит, балансировочный станок, станок для правки дисков » можнож смонтировать при желании за 2—3 тыщи баксов. Но высококачественный современный набор, по оценке Марата Насибулина, обойдется ориентировочно в 10 тыщ баксов. Базисный набор диагностики мотора — порядка 5 тыщ баксов, приблизительно столько-же — оборудование для мойки и химчистки.
В общем, исходные вложения предстоят не запредельные, но довольно впечатляющие, необыкновенно ежели охото оборудовать рабочее место «по максимуму» — здесь верхнюю границу установить вообщем трудно. Вообщем, ставить все сходу навряд ли имеет смысл — перечень более нужных работ не так широкий. Сначала это «слесарка», требующая высочайшей квалификации персонала, шиномонтаж, подмена масла, мойка/чистка, полировка и т. д. Превосходно поставленное предприятие, по оценке Насибулина, приносит до 40% прибыли.
Правда, задачка «хорошо поставить» предприятие, по оценкам всех опрошенных соучастников базара, никак не сводится к поиску помещения и оборудования. Довольно суровой неувязкой является подбор персонала. Русская система профтехучилищ тихо загибается, и доверять ее выпускникам дорогостоящее оборудование и авто клиентов как-то неуютно. Компания МВО подошла к решению трудности радикально — создала собственный свой центр, издающий обученных шиномонтажников и продавцов-консультантов. Кстати, центр этот на данный момент употребляется для обучения не совсем только служащих компании, да и соперников. Менеджеров пришлось учить за границей, у основного напарника МВО — германского концерна Continental. Но светло, что таковой путь доступен немногим.
Технический директор «Гелиосервиса» также признает наличие трудности. Допускается она в главном заботливым поиском посреди знакомых и «знакомых знакомых», желая от обучения на месте во всяком случае уйти не удается. В то же время, отмечает Насибулин, почти все автосервисные компании завлекают гастарбайтеров из близкого зарубежья, каков путь, по его воззрению, для почитающего себя компании неприемлем. Обеспечить соответствующий контроль свойства, ежели труженики временами возникают и пропадают, фактически невероятно. Вообщем, приходилось встречаться и с прямо противоположными оценками. По воззрению неких соучастников базара, бригады из Армении, Молдавии и иных мест былого Русского Союза различает великая дисциплинированность, трудоспособность и наименьшая склонность к пьянству — «импортные» труженики за место держатся сильнее, чем местные.
И, в конце концов, 3-ий, тоже довольно бессчетный слой, — индивидуалы, несчастные «дяди Васи», по-прежнему занимающие достаточно твердые позиции в обслуживании технически легких «жигулей». Именовать такую деятельность делом в полном смысле слова проблемно — это, быстрее, подпадает под определение «самозанятость». Месячные доходы такового бизнесмена, ежели он не виртуоз собственного дела, навряд ли будут исчисляться в тыщах баксов за месяц, но на хлеб с толстым слоем маслом заработать можнож. Желая при наличии терпения и толики фортуны применять опыт личного предпринимательства для того, чтоб организовать свое настоящее дело, полностью вероятно.